И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!

Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Ризаэтдин Фахретдинов идеялары

Для учителей:

 «Детей своих воспитывайте подходящими к другой, новой эпохе, а не к той, в которой вы сами живете, ибо они рождены для жизни в другое время, чем вы сами».
 «Если то, чему учит учитель, полезно будет в жизни, в его слова поверят не только учащиеся, но и птица в небесах. Если учитель на солнце протянет руку, то ученики становятся его тенью, и если учитель напишет книгу, то ученик будет страницей этой книги. По написанной книге можно определить уровень знаний и ума учителя. Точно также по ученику можно оценить способность учителя.

 «Каковы пути воспитания благочестивых детей?» - спрашивает ученый и отвечает: «Святые дети не падают с неба, а созревают в семьях. Здесь путь один – дать с детства хорошее воспитание. Это – основная обязанность родителей. Разрешать детям с малых лет находиться в кругу беспутных, играть на улице с кем попало – дело не их пристойных. Дети похожи на чистый лист бумаги или зеркало, с которого можно увидеть любое изображение. Поэтому надо стремиться писать на этом листе хорошие слова и рисовать красивые рисунки. Надо сделать все возможное, чтобы они выросли воспитанными и становились порядочными людьми.



Ризаитди́н Фахретди́н "Наставление детям"

Благовоспитанный ребенок, вернувшись из школы, первым делом поприветствует своих родителей. Он коснется губами их заботливых рук, а также доставит им радость рассказами как отвечал на уроке и получил благодарность от своего учителя. Родители будут удовлетворены успехами школьника и прочитают ду’а по этому поводу.

Все книги, тетради и письменные принадлежности его будут храниться в определенном месте, а потому ему не придется суетиться и искать учебники и ручку по всему дому. После выполнения домашнего задания у школьника останется достаточно свободного времени. Он сможет уделить внимание домашнему хозяйству, помочь родителям в их делах. Затем ребенок пойдет погулять в саду, встретится со своими друзьями и будет играть с ними. Благовоспитанный ребенок и его товарищи не будут общаться и дружить с дворовыми ребятами, ведь последние невоспитанны и дерзки, да к тому же они употребляют в речи непристойные выражения. Воспитанность ребенка проявится в том, как он ведет себя с взрослыми и младшими. К примеру, он будет весьма милосерден по отношению к детям.

Он будет сострадать и покровительствовать им, нежно общаться с ними. Благовоспитанный ребенок будет особенно приветлив и уважителен во взаимоотношениях со старшими, с родителями, со своими педагогами и наставниками. Не дожидаясь пока к нему обратятся за помощью, он по своей воле и по мере своих сил с радостью поможет каждому. Во время приема гостей он по просьбе своих родителей будет ухаживать за гостями, играть с их детьми, интересоваться их учебой и школьными делами, избегая при этом шума и излишней суеты.

Воспитанный ребенок особенно ярко проявит себя за обеденным столом: займет место указанное старшими и, не опираясь локтями на стол, терпеливо будет ждать, пока не подадут блюда, не торопясь будет есть, тщательно пережевывая, то, что ему подадут, будет прислушиваться к беседе старших, однако не станет встревать в их разговор. Во время еды он не будет спешить и не уронит ни единой крошки на пол и не запачкает едой салфетку и свою одежду, тем самым он будет любим и уважаем в семье. После трапезы он первым делом тщательно вымоет руки и прополощет рот и только после этого коснется чего-либо. Он не станет докучать своим присутствием взрослых и займется повторением уроков.

Дети, как правило, ложатся спать раньше старших. Перед сном ребенок пожелает родителям спокойной ночи, коснется губами их рук и отправится в свою спальню. Сложив аккуратно свою повседневную одежду в определенное место, ляжет спать и прочитает ду’а:

«О, Боже! Ниспошли здоровья и благ моим родителям, а также всем учителям и воспитателям и всем моим единоверцам, вознагради своим благом также тем, кто дает нам возможность получать образование и всем нашим единоверцам. Помоги мне стать еще лучше и здоровее, ниспошли мне крепость в вере и в приумножении моих благодеяний!».


 « Воспитание ребенка возможно не жестокостью и черствой душой, но должно, прежде всего, добросердечием, терпением, милосердием и пониманием ».


« Основное условие хорошего воспитания детей кроется в том, чтобы родители или те, кто выполняет их обязанности (опекуны), были сами воспитанными людьми ».


 «Очернять людей и наносить им обиду - удел безнравственных и невежественных людей. Не занимайся этим. Не трать впустую время, не теряй достоинства.
Жизнь человека на земле очень коротка. Никому не секрет, что у некоторых она проходит бессмысленно – во вражде, ссорах, зависти.
Умный человек из малых слов поймет многое.
Если человек, хочет узнать каков он на самом деле, пусть прислушивается к мнению соседей.
Известно, что глупость из сорта болезней, к которым нельзя найти лекарство.
Богатство уже имеет цену, а на человеческий поступок в будущем спрос.
Всему есть лечение, кроме старости.
Прежде чем обсуждать недостатки других, в первую очередь постарайся исправлять свои ошибки и воспитать себя хорошим человеком. Авторитет родителей могуч в правильном воспитании своих детей. Только личным примером родители могут завоевать любовь своих детей. Если вы посеете семена знания и воспитания искренне и любя, в будущем пожнете полезные плоды их.
Безделье порождает цель, а лень – скуку. Его лекарство – умственный и физический труд».


 «Для того чтобы избавиться от земного вреда, надо иметь светлое образование и совершать благородные поступки.
Каждый человек должен иметь профессию, а трудиться до тех пор, пока сможет и должен помочь своей нации стать богатой.
Истинное счастье – в сочетании умственного и физического труда.
Люди должны заниматься трудом и свое дело выполнять сами.
Ребенок должен выполнять свое дело самостоятельно.
Труд хлеборобов украшает весь земной шар».



 «Воспитанная мать»

«Полученное в детстве воспитание от матери дети сохраняют в себе до седых волос».
Велика роль матери в воспитании детей и потому что матери всецело отдают себя заботе о детях.
«Воспитанные матери будут стараться защищать своих детей от холода и жары. Также матери будут держать в чистоте тело и одежду своих детей. Воспитанные матери каждое свое дело в отношении ребенка исполняют по режиму: своевременно кормят, укладывают спать, регулярно купают».
Силы и мудрость воспитанные матери черпают, следуя и выполняя законы шариата.
«Воспитанные матери считают своих детей даром Аллаха, они стараются оберегать их своей душой и телом».
Гармония взаимоотношения матерей с детьми устанавливается и потому, что мать старается познать своего ребенка со всех сторон.
«Воспитанные матери стараются изучить характер ребенка, только после этого, напрягая весь свой ум и силы, начинают прививать им хорошие привычки».
Повседневно общаясь с матерью, особенно на начальном этапе жизненного пути, мать становится образцом для подражания.
«Воспитанные матери в обращениях к детям не допускают крика, шума, рукоприкладства, да и дети воспитанных матерей не совершают подобных недозволенных вещей»
Такое поведение матерей подтверждается их активной жизненной позицией, милосердием, энергичностью.
«Дети будут помнить своих матерей добрыми и милосердными, своими защитниками от недозволенных и опасных вещей».
Матери разъясняют детям, что значит быть воспитанным и какими она хотела бы их видеть во взрослой жизни.
«Дети воспитанных матерей не нуждаются в указаниях и приказаниях, типа: “Будь таким! Не делай так!” Они сами стараются стать воспитанными».
При этом мать всегда подчеркивает значимость отца в жизни семьи, а значит, и в жизни ребенка.
«Воспитанные матери покажут своим детям их отцов самыми уважаемыми людьми, робких — преподнесут самыми энергичными. Однако о провинности детей отцам никогда не говорят в присутствии детей».
Воспитанная мать старается прививать детям положительное восприятие и отношение к миру.
«Воспитанные матери никогда не рассказывают своим детям о таких небылицах, как черт, нечистый дух, оборотень, шурале, или подобных бесполезных вещах».
Воспитанные матери расширяют кругозор и интерес детей к окружающей действительности.
«Воспитанные матери разрешают своим детям играть в современные игры и путешествовать».
Воспитанные матери создают положительную мотивацию к получению образования.
«Воспитанные матери не устрашают детей школой, медресе, а также учителями и муллами. Учение они никогда не покажут как страшное явление. Наоборот, преподнесут его как хорошую и любимую вещь».
Воспитанные матери проявляют искренний интерес к учебе и успехам детей.
«После возвращения детей с учебы расспросят об уроках, за их ответы похвалят, постараются вселить в них любовь и стремление к дальнейшей учебе».
Воспитанные матери прививают у детей интерес к труду.
«Воспитанные матери в свободное время обучают своих дочерей домоводству, учат, как пришить пуговицу, обращаться с иголкой, ставить самовар, мыть посуду, а также кулинарным делам. В зависимости от возраста девочек объясняют, что предстоит сделать им в будущем».
Чистота, опрятность, аккуратность — это показатели воспитанных детей.
«За неопрятность, нечистоплотность и неряшливость каждый достоин упрека, а девочкам это недозволительно вдвойне».
Забота о здоровье детей — это священная обязанность матери.
«Воспитанные матери оберегают своих детей от сквозняка, от простуды, особенно тогда, когда те вспотели. В летние дни не допускают вспотевших детей к открытым окнам, а зимой не разрешают вспотевшими выходить на улицу».
Воспитанные матери прививают культуру здорового образа жизнедеятельности детям.
«Воспитанные матери добиваются становления привычки, чтобы дети не ели, пока не проголодались, и не прекращали еду, не наевшись. Эта привычка — первое условие для нормальной работы желудка».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...